Пожилые люди и мошенничество

Задать вопрос

пожилые люди и мошенникиЖертвой мошенников может стать каждый из нас, однако есть люди, подверженные этой опасности в бОльшей мере в силу возраста и связанных с ним особенностей восприятия действительности, это - пожилые люди. С возрастом страдает деятельность высшей нервной системы человека, что выражается в ухудшении способности приспосабливаться к быстро изменяющейся действительности, к сложностям в процессе получения и усвоения новой информации, в потере внимания и памяти, снижению критичности, и, как следствие, к излишней доверчивости. Все эти изменения естественны, но именно на них делают ставку мошенники разных мастей.

В этой статье мы разберем самые распространенные мошеннические схемы, и предложим пути распознавания, а также методики действия в подобных случаях. Ибо: предупрежден - значит вооружен.

1. «Ошибочное» пополнение счета

Схема следующая: на телефон абонента поступает смс «Хотел пополнить счет знакомого, но случайно перевел вам. Верните, пожалуйста, деньги на номер такой-то». Многие отправляют требуемую мошенниками сумму, даже не проверив свой баланс. Хотя это первое, что нужно сделать в таких случаях, ведь смс о переводе совершенно не означает фактическое пополнение баланса.

Помимо этого, обращаем внимание на тот факт, что номер, на который вам предлагается перевести деньги серьезно отличается от вашего. Это уже наводит на подозрения, т.к. именно случайно ошибиться можно максимум на одну и, притом, рядом находящуюся цифру.

Объясните своим пожилым родственникам, что баланс на своем телефоне нужно проверять регулярно. И также регулярно напоминайте нужную комбинацию клавиш (помним о плохой памяти!). Есть и более простой вариант, объяснить бабушке/дедушке, что ошибочно проведенный платеж может быть возвращен плательщику и без их участия, ведь для этого человеку достаточно зайти в офис оператора связи и написать заявление. Поэтому лучший совет в этом случае, это - не отвечать на смс, не звонить на указанный номер, не делать НИЧЕГО.

2. «Мама, я попал на деньги!»

пожилые люди и мошенничествоСтарая, но, как ни странно, весьма действенная схема. Абоненту поступает смс или звонок следующего содержания «Мама, я сбил/избил/убил человека; попал в аварию, меня могут посадить, но можно «решить» вопрос». Далее трубка передается сотруднику полиции (естественно, он не настоящий), который и сообщает, что вопрос решается денежным взносом, причем деньги нужно передать срочно прямо сейчас. Зачастую эти звонки или смс поступают среди ночи, когда человек спросонья и не может сразу адекватно среагировать на полученную информацию, а сильные переживания серьезно мешает ему действовать осмысленно. Поэтому зачастую люди собирают деньги и отдают их мошенникам.

В качестве защиты от этой схемы может выступать просветительская беседа со своими пожилыми родственниками, где они, если окажутся в подобной ситуации, обязательно должны будут связаться с вами. Не думайте, что будет достаточно одного разговора. К сожалению, мошенники неплохо разбираются в людской психологии и умеют подавить волю, застать врасплох, не дать опомниться человеку. А с пожилыми людьми все эти методы действуют еще эффективнее. Поэтому заранее проговорите со своими родственниками весь алгоритм действий, обсудите круг родственников, которым они должны позвонить, прежде чем совершать какие-либо действия, если они не смогут дозвониться до вас.

3. Мошенничество с банковскими картами

С появлением банковских карт наша жизнь стала не только проще и удобнее, но и финансово менее защищенной. Количество и качество мошеннических схем, связанных с банковскими картами, только растет.

Например, абоненту поступает смс/звонок из банка, в котором человеку предлагается в целях проверки безопасности сообщить свои данные: номер карты, срок ее действия, CCV2-код (три цифры на оборотной стороне карты), пароли и т.д. Всех этих данных достаточно для перевода денег с карты жертвы на свою.

Или другой вариант: «С вашей карты в настоящее время происходит списание денежных средств, или ваша карта заблокирована. Назовите номер карты и т.д.» Для предотвращения «списания» жертва естественно сообщает все данные и уже реально прощается со своими деньгами на карте.

Мошенники используют все возможные способы и любые специальные приложения для обмана. Так, например, держателю банковской карты может придти сообщение по вайберу или ватсапу о том, что с его карты была произведена покупка на следующую сумму в таком-то магазине и в течение суток платеж будет проведен. Но, если человек данную операцию не совершал, то он должен обратиться в службу финансовой безопасности банка по телефону такому-то. Причем указанный телефон не имеет никакого отношения к банку.

Пожилые люди должны быть в курсе, что сотрудники банка НИКОГДА не звонят своим клиентам для получения данных банковской карты. Поэтому они не должны кому бы то ни было сообщать ни пароль, ни CCV2-код, ни срок действия карты. Также не стоит звонить на незнакомые номера и проходить по ссылкам в сообщениях. Держатель банковской карты при получении подобных сообщений и возникновении сомнений должен перезвонить в банк по официальным телефонам, указанным в договоре с банком или на официальном сайте банка, а не по предложенным в сообщении или звонке.

4. Предложения от «коммунальных служб»

Сегодня очень распространены схемы, связанные с установкой счетчиков воды/газа, поверкой счетчиков, профилактикой окон и т.д.

Сценарий следующий: звонят из «коммунальной службы», «службы Газа» и других организаций, чьи названия подозрительно похожи на названия реальных городских служб. И предлагают проверить установленные счетчики или установить новые. Разговор может вестись сначала в спокойном тоне, но при сопротивлении жертвы, голоса мошенников обычно звучат угрожающее и напористо. Например, начинают убеждать, что, если человек не впустит в квартиру их представителя, то пользователю грозит серьезный штраф. К тем, кто уступил и впустил в свою квартиру представителя «коммунальных» служб, действительно приходят «специалисты» и устанавливают счетчики. Но… счетчик продается по завышенной цене, или он может оказаться не качественным, или модель счетчика может не находится в госреестре средств измерения и ваш счетчик откажутся опломбировывать, а значит вам придется снова раскошеливаться на счетчик.

Другая схема связана с «бесплатным плановым осмотром окон». Звонят, представляются официальной организацией, предлагают «бесплатные услуги». После осмотра такие «специалисты» начинают убеждать вас, что ваши окна в столь плачевном состоянии, что требуется срочный ремонт или реставрация, или полная замена окон.

Иногда в подъезде дома расклеивают объявления о том, что «в связи с участившимися случаями взрыва бытового газа, будет производиться обход дома такого-то числа и дают название организации близкое к "Петербурггазу". Просьба, обеспечить доступ в квартиры». И даже телефоны, указанные в объявлении могут оканчиваться на -04-04, т.е. быть похожими на телефоны Петербургского регионального отделения Газпрома. Впустив таких «специалистов», вы можете не только получить неправильную установку счетчиков, но даже лишиться денег и ценных вещей. Так, в Петербурге были заведены реальные уголовные дела на двух псевдо сотрудниц ОАО «Электросеть», которые, посещая квартиры пожилых людей, «проверяли электросчетчики» и одновременно подменяли банковские карты. В дальнейшем с карт списывались все денежные средства.

Для защиты от подобных мошенников, ваши пожилые родственники должны под рукой иметь телефоны своей управляющей компании/ЖЭКа/газовой службы, по которым они могут уточнить, посещали ли их дом представители той или иной службы, или планируют это сделать. Специально для пожилых людей сообщаем, что бы они обращали особое внимание на излишнюю настойчивости и спешку тех, кто предлагает вам ту или иную услугу. Это выглядит странно и нереально, т.к. бесплатные услуги не навязывают. При разговоре с такими людьми не надо торопиться, обязательно просите назвать точно и медленно организацию, которую они представляют, назвать свое имя и фамилию, а также занимаемую должность. Обычно, мошенники не готовы к столь серьезным расспросам и просто вешают трубку. Ну и еще один старый добрый совет: не впускать в квартиру неизвестных вам людей.

5. Смс о том, что вы выиграли приз

Текст может быть практически любым, но главное здесь, что забрать приз (автомобиль, планшет, телевизор, 5 миллионов) вы можете только после оплаты сбора, комиссии, налога.

Похожие «письма счастья» рассылают и по почте/электронной почте. «Такой-то господин отправил вам подарок. Для его получения нужно оплатить стоимость доставки». Стоимость доставки небольшая (500-1000 руб.), и многие ее оплачивают, получая, в конце коробку с негодными вещами.

Единственно правильный метод борьбы с подобными сообщениями - полное их игнорирование и удаление даже без открытия.

6. «Волшебные» товары для здоровья

Мошенники ходят по квартирам или кидают в почтовые ящики/рассылают по почте приглашения на бесплатные медицинские консультации, занятия ЛФК и т.д. Особо их интересуют квартиры, где проживают пожилые люди, что и понятно, для кого еще тема здоровья может быть такой актуальной? На консультациях пожилых людей уговаривают прибрести «волшебные» чудодейственные аппараты, пояса, массажеры, кровати. При этом мошенники обволакивают людей околомедицинскими терминами, раздают медицинскую литературу, прямо в зале «консультируют» якобы медицинские работники. Предлагаются «скидки», устанавливаются «специальные цены», действующие только сегодня и сейчас.

Пожилые люди, под воздействием этого напора, отдают последние деньги, а у кого их нет, даже берут кредиты под грабительские проценты. В результате пожилой человек не только лишается денег, но, уверовав в магическую силу «чудо техники» отказывается от нормальной медицинской помощи, ухудшая свое здоровье.

Метод борьбы - игнорировать призывные звонки и приглашения, проверять сертификаты предложенных приборов, ну, и если уж соберетесь на подобное мероприятие, то хотя бы не берите с собой паспорт. И прежде, чем отдать, кому бы то ни было свои деньги, лучше перезвонить своим родственникам и посоветоваться с ними. Зная все это, мошенники могут предложить даже довести свою жертву до дома на такси. Не соглашайтесь.

7. Диагноз по телефону

Это мошенничество также связано с медицинской тематикой, имеющей огромную популярность у пожилых людей. Пенсионеру звонят из «медицинского центра»/поликлиники/«геронтологического центра», сообщают, что есть особые льготы, которые ему, почему-то, не предоставляются. Могут звонить несколько раз, предусмотрительно долго, не заводя разговора о деньгах. Мошенники могут разыгрывать целые спектакли, заставляя пожилого человека лечь, встать, присесть, измерить пульс или давление. По телефону эти горе «врачи» ставят диагноз пожилому человеку и сообщают ему, что у него тяжелое заболевание или он находится при смерти. И ему нужно срочно пройти лечение или купить супер лекарство за очень серьезные деньги. Врач к вам уже выехал, встречайте. Более того, убеждают пожилого человека спрятать мобильный телефон (могут даже место указать), чтобы потенциальная жертва не смогла дозвониться родным, и предупреждают, чтобы дверь открывали только «врачу».

Эта особо циничная разновидность мошенничества стала насколько популярна, что в государственных медицинских учреждениях уже вывешиваются объявления о том что, представители данного медучреждения не звонят домой, не продают медицинские препараты и приборы, не ставят диагнозы удаленно и не госпитализируют без направления лечащего врача.

Предупредите своих пожилых родственников, что настоящие врачи НИКОГДА не ставят диагноз по телефону, НИКОГДА не привозят лекарственные средства и медтехнику на дом, не назначают препараты, не видя перед собой пациента. Договоритесь со своими родственниками, что при получении подобного звонка, они должны уточнить, какое именно медицинское учреждение представляет звонящий, записать его ФИО и должность, затем ПОЛОЖИТЬ ТРУБКУ! После этого необходимо перезвонить либо своим родственникам, либо в справочное, для того чтобы узнать номер упомянутого медучреждения. Перезвонить туда и уточнить, связывались ли ним от их имени.

Идеальный вариант: составить список всех необходимых телефонов и повесить/положить его на видном месте, либо рядом с домашним телефоном. В списке должны быть следующие телефоны:

  • справочное ближайшей поликлиники/телефон участкового врача;
  • скорой помощи;
  • участкового инспектора;
  • управляющей компании/ЖЭКа;
  • аварийной службы;
  • службы газа;
  • социальной службы;
  • банка, в котором у пожилого человека оформлена банковская карта;
  • мобильного оператора;
  • телефоны всех родственников. Последним специально присваиваются клавиши быстрого набора на мобильном телефоне вашего пожилого родственника.

8. Бывает и так, что мошенники выманивают у пожилых людей, представляясь дальними родственниками, рассчитывая на плохую память пожилых людей. Разговаривая с человеком, мошенники постепенно втираются в доверие и просят деньги: на дорогие лекарства, на покупку необходимой вещи и даже квартиры. По заявлениям потерпевших, они находились как будто под гипнозом и не осознавали, что делают.

Тут метод только один - пообщаться с пожилыми родственниками и объяснить им, чтобы они не торопились рассказывать незнакомым людям о себе и своих близких. Для начала, надо просто спросить у незнакомца: «А как меня зовут?» Если это действительно родственник или хороший знакомый, лично знающий бабушку/дедушку, то человек должен знать имя, отчество и фамилию пожилого человека. Пожилые люди не должны стесняться задавать вопросы: откуда вы обо мне узнали, сколько мне лет, как зовут наших общих родственников? Всю эту информацию реальные родственники знают, а вот мошенников подобные вопросы поставят в тупик.