Профессия сиделка

Задать вопрос

Профессий на земле много: высоко- и низкооплачиваемых, требующих интеллектуальных или физических усилий, интересных и не очень. Но самое занимательное, что есть профессии, которых вроде бы и нет, а необходимость в них огромная. Возможно, вы удивитесь и задумаетесь, а разгадка лежит на поверхности – эта профессия называется сиделка. Есть санитарки, медсестры, врачи, а вот профессии сиделки, оказывается, нет.

Так кто же такая сиделка, и для чего она нужна? Сиделка помогает заболевшему человеку выздороветь, защищает его от возникновения сопутствующих заболеваний, принимает активное участие в процессе реабилитации. И это ее основное предназначение, хотя и не единственное. Сиделка – еще и психолог, подруга, помощница в хозяйственных делах. Она как бы совмещает в себе близкого родственника и человека, профессионально занимающегося уходом за больным или пожилым человеком.

Многие из нас, не понимая настоящего назначения сиделки, думают, что сиделка – это нечто сродни домработнице. Пришла она, вы ее попросили: сменить памперс, переодеть больного, перестелить постельное белье, а еще попросили… помыть посуду за всеми живущими в доме родственниками, вымыть полы во всем доме, вычистить до блеска туалет и т.д. Да мало ли дел дома… Если это так, то вам лучше воспользоваться услугами домработницы, а не сиделки. Ведь сиделка – это работник для больного или пожилого человека, и именно на восстановление или поддержание его физического состояния должны быть направлены ее действия.

Приходя в семью, где живет больной или пожилой человек, сиделка (особенно если она работает с проживанием) вынужденно меняет уклад семьи, вызывая тем самым внутреннее сопротивление других ее членов. Возникающее напряжение не комфортно не только родственникам пациента и сиделке, но также не способствует нормальному, здоровому процессу реабилитации больного. В данном случае, родственникам стоит понять, что все эти изменения (покупка медицинской кровати, перемещение кровати больного в более светлую и проветриваемую комнату, прикрепление поручней в ванной и туалете и т. д.) вызваны исключительно болезнью вашего близкого.

Не думайте, что мнение сиделки о том, что больному нужно изменить режим и качество питания, уровень физической нагрузки, изменить высоту кровати или приобрести необходимые для ухода приспособления, вызвано ее желанием «поумничать» или обвинить вас в неумении ухаживать. Нет, и еще раз нет. И убедиться в этом очень просто. Достаточно вспомнить, для чего вы рыскали по всем интернет ресурсам с одной мыслью: где-бы нанять сиделку. И все сразу встанет на свои места, ведь сиделка нужна для того, чтобы ваш родной человек встал, например, после инсульта или инфаркта, или быстрее начал ходить после перелома шейки бедренной кости, или чтобы у лежачего больного не возникали пролежни и контрактуры. Назначение сиделки – поставить человека на ноги, воодушевить больного на выздоровление, мотивировать инвалида к скорейшей адаптации и самообслуживанию. Родственникам, наоборот, нужно прислушаться к сиделке и действовать с ней сообща. И только в этом случае, при профессиональном уходе, с одной стороны, и в комфортном для больного психологическом климате, с другой, возможно быстрое возвращение пациента к нормальному, привычному для каждого человека состоянию полноценного здоровья.

Хорошая сиделка – это удивительное сочетание профессиональных умений по уходу за больными и пожилыми людьми с психологическими навыками правильного общения с ними. Для многих людей, далеких от вопросов ухода за больными, может показаться, что сиделка должна только сидеть рядом с больным и делать то, что ее попросят. Вынуждены разуверить вас в подобном взгляде. И дело не в том, что сиделка не должна выполнять просьбы больного, нет, конечно, должна. Однако настоящая сиделка, скорее, предвосхищает желания больного, чем следует его указаниям. Зачастую пожилые пациенты не в состоянии разговаривать или им очень трудно, в силу, болезни выражать свои мысли. Здесь и проявляется профессионализм сиделки, которая без напоминаний со стороны пожилого человека вовремя даст ему судно, поильник; накормит, перевернет в более удобное положение, почитает. Профессиональная сиделка внимательно следит за выражением глаз и мимикой пожилого человека, чтобы оценить правильность выбранного положения, удачный выбор книги для чтения или передачи, которую она включила для больного.

Разрушим и еще один стереотип. Многим из нас кажется, что сиделка должна отвлекать человека от болезни постоянными разговорами. Это не так. Разговоры сильно утомляют пожилого человека. Поэтому характерной чертой профессиональной сиделки будет молчаливость, сосредоточенность на больном. Сиделка должна уметь почувствовать момент, когда больному хочется пообщаться, а когда просто полежать в тишине. Молчаливость, однако, не должна идти под руку с пессимизмом и закрытостью, скорее наоборот, оптимистичный настрой, спокойная уверенность сиделки в важности и нужности реабилитации укрепляет больного в решимости выздороветь.